Информационная система «Отечественная война 1812 г. и ее отражение в идеологии и художественной культуре XIX-XX вв.» по документам РГАЛИ

Статья подготовлена при финансовой поддержке РГНФ (проект № 11-01-12058в).

Фотографии памятников М. И. Кутузову и М. Б. Барклаю де Толли у Казанского собора в Петрограде. Подпись на чешском языке. [1910-е]
Фотографии памятников М. И. Кутузову и М. Б. Барклаю де Толли у Казанского собора в Петрограде. Подпись на чешском языке. [1910-е]
Фотография кадра из фильма К. Ганзена, В. Гончарова, А. Уральского
Фотография кадра из фильма К. Ганзена, В. Гончарова, А. Уральского "1812 год" с участием В. К. Серёжникова в роли Наполеона. [1912]
Ф.А. Рубо. Фотография здания панорамы
Ф.А. Рубо. Фотография здания панорамы "Бородино" со стороны Чистого пруда. Общий вид здания. 1912 год.

В 2013 г. завершена трехлетняя работа над созданием справочно-информационной системы «Отечественная война 1812 г. и ее отражение в идеологии и художественной культуре XIX-XX вв.»1 по документам Российского государственного архива литературы и искусства. Реализация проекта позволила сформировать с помощью новейших информационных технологий и представить в виртуальном пространстве единый комплекс документальных материалов о самом значительном событии в истории России первой четверти XIX в. – Отечественной войне 1812 г. Память о войне зафиксирована в многочисленных исторических документах, в письмах и воспоминаниях современников.  События войны оказали мощнейшее влияние на русскую культуру XIX-XX вв., нашли отражение в многочисленных произведениях литературы и искусства. Победоносное завершение войны и подвиг русского народа воздействовали на идеологию,  это происходило во время войн, в которых принимала участие Россия, наблюдалось во время I Мировой войны и особенно ярко проявилось в период величайшего испытания для России - во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

В период работы над проектом было проведено выявление архивных документов в более чем 170 фондах РГАЛИ. Это, прежде всего личные архивы непосредственных участников военных действий и современников событий А. С. Норова, В. А. Жуковского, Д. В. Давыдова, Ф. Н. Глинки, И. А. Второва, родовые дворянские архивы Вяземских, Боратынских, Тучковых, собрания коллекционеров П. П. Шибанова, Л. И. Рабиновича, Г. В. Юдина, фонды редактора журнала «Русский архив» П. И. Бартенева, библиографа П. А. Ефремова, литераторов М. Ю. Лермонтова, М. И. Цветаевой, В. А. Соловьева, А. К. Гладкова, композиторов В. Я. Шебалина, Р. К. Щедрина, художников Ф. А. Рубо, В. Г. Егорова, Н. П. Ульянова, актеров Л. В. Собинова, А. И. Сумбатова-Южина, режиссера В. К. Сережникова, архивы дореволюционных музыкальных издательств П. И. Юргенсона, Ф. Т. Стелловского, Ю. Г. Циммермана, издательства «Детская литература», редакций газеты «Русские ведомости», журналов «Знамя», «Москва», «Октябрь», Большого и Малого театров, киностудий, органов управления культурой в СССР, творческих союзов, а также в многочисленных коллекциях и собраниях архива, сформированных по видовому признаку - стихотворений, мемуаров и дневников, рукописей, писем, плакатов и лубков, рисунков, литографий и гравюр и др.

Для структурирования вводимой информации и оптимизации процесса поиска документов в информационной системе все документы были разделены на основные видовые и тематические группы. Самую значительную группу составили документы, условно названные «историческими». Галерея участников войны представлена в основном гравюрами с портретов.

Литературные произведения в свою очередь были разделены на комплексы поэтических, прозаических, драматических произведений, публицистику, фольклорные материалы.  В отдельную группу выделены мемуарные источники, дневники, записные книжки, переписка.

Изобразительное искусство в информационной системе представлено графикой, прежде всего книжной графикой, силуэтами, фотографиями скульптур. Театральное искусство – материалами музыкальных и драматических спектаклей, киноискусство – документами о постановке фильмов, музыкальное – нотными рукописями. Отдельную группу составили документы о музейных и выставочных проектах. В ИС сконцентрированы также документы о праздновании 100-летнего юбилея Отечественной войны в 1912 г.

Включенные в информационную систему исторические документы о событиях Отечественной войны 1812 г. позволяют дополнить источниковую базу для изучения истории нашей страны этого периода. К ним относятся распоряжение генерала от инфантерии, военного министра, руководившего обороной центра и правого фланга русских войск во время Бородинского сражения, М. Б. Барклая де Толли генералу К. Ф. Багговуту об удержании Смоленской дороги, отданное вечером в день сражения 26 августа 1812 г.; письмо руководителя медицинской службы армий Я. В. Виллие  главнокомандующему в Москве графу Ф. В. Ростопчину  о подготовке к сражению (август 1812 г.); предписания главнокомандующего русскими армиями генерал-фельдмаршала светлейшего князя М. И. Голенищева-Кутузова-Смоленского Калужскому гражданскому губернатору П. Н. Каверину о заготовке и транспортировке провианта и фуража, об условиях содержания пленных французов в губернии с подписями-автографами (14-30 октября 1812 г.).

Значительная по объему коллекция печатных материалов 1812 г., собранная библиографом и книгопродавцем П. П. Шибановым (1864-1935), дает представление о способе информирования населения в период боевых действий. Это воззвание Святейшего правительствующего Синода к населению о защите Отечества от неприятеля, прокламации главнокомандующего в Москве графа Ф. В. Ростопчина (вошли в историю как афиши), официальные сообщения о ходе боевых действий, публикуемые в приложениях к газетам «Санкт-Петербургские ведомости» и «Московские ведомости»; донесения императору Александру I о ходе боевых действий от главнокомандующего 1-й Западной армии генерала от инфантерии М. Б. Барклая де Толли, главнокомандующего армиями генерал-фельдмаршала князя М. И. Голенищева-Кутузова-Смоленского, генерал-адьютантов Ф. Ф. Винценгероде, П. В. Голенищева-Кутузова, генерал-майора И. Д. Иловайского, генерала А. П. Тормасова, генерал-лейтенантов Ф. Ф. Эртеля, Ф.Ф. Штейнгеля, адмирала П. В. Чичагова, генерала от кавалерии А. П. Тормасова; журналы военных действий и известия из армии (1813 г.); извещение императора Александра I императрице Марии Федоровне о победах русских войск во Франции, объявление о молебне в Успенском соборе по случаю занятия Парижа и пленения Наполеона; манифест императора Александра I о прощении лиц, поступивших на службу к неприятелю; правила о приеме военнопленных в подданство России, утвержденные Комитетом министров и др.

Особую группу составляют документы о награждения дворян бронзовой медалью за заслуги в Отечественной войне 1812 г., о награждении участников военных действий орденами, золотым оружием. Бронзовая медаль была учреждена Манифестом от 30 августа 1814 г.  как знак «Высокомонаршего благоволения и признательности» дворянству за щедрые пожертвования не только имуществом, но и кровью своею во время Отечественной войны. Предлагалось эту медаль возложить на себя отцам или старейшинам семейств,   а по смерти их оставлять медаль у потомков как знак оказанных их предками заслуг Отечеству в этом году. Потомки сохранили в архивах грамоты о награждении И. В. Аничкова, П. С. Иванова, князя В.М. Несвицкого, П. Б. Огарева, Е. Н. Огонь-Догоновской (урожд. Потемкиной) и многих других медалью. О награждении золотой шпагою за участие в сражениях против французских войск 24 и 26 августа 1812 г. при Бородине свидетельствует грамота императора Александра I поручику лейб-гвардии Измайловского полка П. Н. Семенову. Заслуги военачальников высоко оценивались и населением, о чем свидетельствует описание подношения П. Х. Витгенштейну от купеческого общества города Пскова за защиту города от неприятеля (1812 г.) Награждались и священнослужители: в письме от 30 декабря 1818 г. московского митрополита Августина священнику Н. И. Победоносцеву говорится о высылке ему из Синода креста в память войны 1812 г.

В информационной системе представлены также документы об уроне, нанесенном помещичьим владениям в Смоленской губ.: объявления А. В. Боратынского в Бельский Нижний земский суд в ноябре 1812 – январе 1813 гг. Об эвакуации из города и разорении Москвы красноречиво свидетельствуют следующие материалы: приказ титулярному советнику Мушникову о вывозе дел Межевой канцелярии из Москвы во Владимир (27 августа 1812 г.), письмо купца Т. Большакова к матери с описанием улиц и зданий города после пожара (13 декабря 1812 г.).

Представлены документы об организации празднования окончательной победы над французами в 1814 г. Это материалы об устройстве народных празднеств в Москве и бала по подписке в доме Д. М. Полторацкого у Калужских ворот, устраиваемого дворянством Москвы по случаю взятия Парижа в 1814 г., и праздника в Кашире Московской губ.; проект обряда торжественного въезда императора Александра I в Санкт-Петербург (6 июля 1814 г.).

К этой группе документов можно отнести и оправдательную записку М. Б. Барклая де Толли относительно действий 1-ой Западной армии в 1812 г., рукописный список которой хранится в РГАЛИ; записку об участии генерал-лейтенанта И. Д. Панчулидзева в Отечественной войне 1812 г. и военных походах русской армии в Западную Европу (1814-1815 гг.); объяснительную записку П. Н. Каверина по управлению им Калужской и Смоленской губерниями во время войны 1812 г. (не ранее 1816 г.).

О плачевных последствиях похода в Россию для Великой армии свидетельствуют следующие документы: список ключей от городов, отбитых русской армией у армии маршала Даву под Красным, в который включен и маршальский жезл (5 ноября 1812 г.); письма офицеров французской армии, перехваченные партизанами (1813 г.), письма пленных французских офицеров коменданту города Самары И. А. Второву с просьбой улучшить их материально-бытовое положение (1814 г.).

Интерес представляют хранящиеся в РГАЛИ 4 автографа Наполеона, хотя хронологически эти документы не совсем вписываются в систему. Три из них подписаны Наполеоном в последние годы XVIII столетия, когда он шел к вершине славы, одно письмо – в 1808 г. Включение их в справочно-информационную систему обусловлено тем значением, которое имела фигура этого исторического деятеля, ее влиянием на судьбу России. Это письмо Наполеона Бонапарта Бараге де Илье (Baraguai d Hilliers) о необходимости скорейшей отправки из Венеции в Тулон военной контрибуции (1797 г.); письмо (главнокомандующего армией) Бонапарта генералу Дюга (Dugua) о принятии мер для нужд дивизии (24 сентября 1798 г., Каир); рапорт комиссара Дора (Daure) генералу Бонапарту о целесообразности передачи верблюдов артиллерийским частям (на полях автограф Наполеона, 1799 г.), письмо Наполеона Дефермону (Defermon, 11 февраля 1808 г.).

Практически сразу после завершения военных действий поднимался вопрос об увековечивании заслуг  царя-освободителя Европы. В архиве выявлен подписной лист для сбора денег на памятник императору Александру I в Самаре (1 июня 1814 г.). 15 декабря 1825 г. был издан приказ Николая I по русским войскам о передаче гвардейским полкам мундиров Александра I.

Портретная галерея составлена из гравюр с изображением участников Отечественной войны 1812 г. –  военачальников, офицеров, участников ополчения: П. И. Багратиона, М. Б. Барклая де Толли, Л. Л. Беннигсена, маршала Бернадотта, М. Л. Булатова, А. И. Остермана-Толстого, М. С. Воронцова, принца Е. Вюртембергского, П. А. Вяземского, Д. В. Голицына, Д. В. Давыдова, Д. С. Дохтурова, Н. А. Дуровой, А. П. Ермолова, В. А. Жуковского, М. И. Кутузова, С. И. Маевского, М. А. Милорадовича, А. Ф. Мишо-де-Боретура, М. И. Платова, Я. А. Потемкина, Н. Н. Раевского, А. Н. Сеславина, П. А. Толстого, А. А. Тучкова 4-го, А. С. Фигнера. В галерею вошли гравюры с портретов императора Александра I и императрицы Елизаветы Алексеевны, А. А. Аракчеева; гравюра К. Адта с портрета ветерана Великой армии Наполеона I Н. А. Савена, гравюра «Император Александр I и Наполеон I» из книги «Сто русских литераторов» (Т. I. СПб., 1839).

События Отечественной войны 1812 г. оставили глубокий след в художественной культуре России и послужили мощным импульсом для создания в XIX-XX вв. многочисленных художественных произведений, прежде всего в поэзии, прозе, публицистике, фольклоре, в изобразительном искусстве, музыке, в театре и кинематографе.

Первые поэтические произведения были написаны во время войны, стихотворения публиковались в газетах, записывались в альбомы. В качестве примера можно привести стихотворение В. Л. Пушкина «К нижегородским жителям» («Примите нас под свой покров...»; сентябрь 1812 г.) автограф сохранился в альбоме. В ИС были внесены также стихотворения Ф. Н. Глинки «Портрет Кутузова и тень Наполеона, поставленные вместе» [1820-е], черновик его стихотворения «Был год, который не был равен...» (б. д.); послания П. А. Вяземского «К Жуковскому» (1812 г.), «К партизану-поэту» [после 1814 г.], «Многолетие, петое во время ужина при питье за здравие Государя» и др.; элегия Д. В. Давыдова «Бородинское поле», его же стихотворение «Партизан Давыдов» (1819 г.); «Русская песня» А. А. Дельвига (1812 г.); печатный экземпляр с дарственной надписью автора А. С. Меншикову стихотворения В. А. Жуковского «Бородинская годовщина» (1839), рукописный список его самого известного стихотворения 1812 г. «Певец во стане русских воинов», а также «Послание императору Александру», преподнесенное Жуковским императрице Марии Федоровне (1814).

В информационной системе представлены рукописные списки басни И. А. Крылова «Ворона и курица» (1812 г.), стихотворения Ф. Ф. Кокошкина «На бегство Наполеона с остатком войск его» (1812 г.), рукописная книга со стихотворением Н. М. Карамзина «Освобождение Европы и слава Александру I» (1814 г.); рукописные списки стихотворений М. В. Милонова и неустановленных авторов, публиковавшиеся в 1812 г. в газетах Москвы и Петербурга. Патриотическим настроем проникнут цикл стихотворений Герасима Бардина, созданный им предположительно в 1812 г. в Калуге.

Стихотворные произведения создавались авторами на протяжении XIX-XXвв., автографы представлены в информационной системе. О героях Отечественной войны писала известная поэтесса Е. П. Ростопчина, лейб-гвардии Преображенскому полку посвящена поэма К. А. Шаховского «Москва и Париж в 1812 и 1814 годах» (опубликована в 1830 г.). В 1834 г. Н. М. Языков написал стихотворение «Д. В. Давыдову», в 1854 г. О. Ф. Миллер сочинил «Молитву у гроба Кутузова». Денису Давыдову посвящено стихотворение М. В. Спирова, написанное в 1941 г.

В 1868 г. были опубликованы первые тома романа Л. Н. Толстого «Война и мир». С этим произведением, по которому во многом формируется представление об эпохе Отечественной войны 1812 г. у современного читателя, успели познакомиться и участники войны. А. С. Норов издал критическую статью  «Война и мир 1805-1812 с исторической точки зрения и по воспоминаниям современника. По поводу сочинения графа Л. Н. Толстого» (СПб, 1868), в которой, отмечая прекрасный слог писателя, констатировал, что роману не хватает историчности, среди недостатков романа – мало изображено геройских эпизодов войн. Разбирая главы романа, Норов писал о том, что роман выводит на сцену деятелей исторических, и поэтому он ставит его «...лицом к лицу с историею», добавил это сличение собственными воспоминаниями»2. Основной упрек содержался в словах: «Мы не ставили бы на вид автору романа главные военные эпизоды нашей славной войны 1812 года, если бы он не выходил из рамки романа, не вставлял в нее военные эпизоды, облекая их стратегическими рассуждениями, рисуя боевые диспозиции, и даже планы баталий, давая всему этому характер исторический…»3. П. А. Вяземский также оставил многочисленные критические замечания на полях издания романа. Таким образом, участники войны в какой-то мере подменяли понятие литературного произведения историческим сочинением.

К воспоминаниям относятся заметки и записи Ф. Н. Глинки в записных книжках о Бородинском сражении [1814 г.], о взятии Парижа русскими войсками в 1814 г. и своем пребывании в Париже, «Очерки Бородинского сражения (Воспоминания о 1812 годе)» (1839 г.); отрывок из рукописи Д. В. Давыдова о партизанской войне (б. д.);  воспоминания Д. В. Душенкевича (1838), записи А. Кононова о 1812 годе по высказываниям В. П. Плетнева (1860); «Записки о походе наполеоновской армии в Россию в 1812 г.» французского офицера Шапена (автограф на французском языке), дневник А. И. Тутолмина «О бытности французов в Москве...» и др.

Драматические произведения в информационной системе представлены пьесой в I-ом действии А. Т. Аверченко «Наполеон Бонапарт» (1920-1922). Следует отметить, что в ИС включены сведения о более чем 40 пьесах, переводах пьес зарубежных авторов, либретто опер, литературных и режиссерских сценариях, инсценировках, сценических композициях, созданных преимущественно в советское время, когда тематика Отечественной войны 1812 г. была очень популярна. Среди авторов можно выделить А. В. Луначарского, А. И. Дейча, В. Э. Мейерхольда, А. К. Гладкова, Э. А. Рязанова, В. А. Соловьева, К. А. Тренева и др.

Фольклорные материалы представлены песнями, сказаниями и воспоминаниями о Русско-французской войне «Туря Кахым». Этот комплекс фольклорных материалов посвящен герою башкирского народа – реальному историческому лицу Мурдашеву Кахыму (туря в переводе означает начальник), который стоял во главе одного из башкирских полков, воевавших с французскими войсками в 1812 г. и во время заграничных походов. Об участии башкир в войне сложены легенды, песни и сказания, которые передавались из уст в уста. Записан он был 17 ноября 1922 г. в Башкирии, переведен Мухтаром Галиевым. В информационную систему включены солдатские и казацкие песни, народная чешская песня о М. И. Кутузове (запись 1930- х гг.) и др.

Изобразительные источники представлены в информационной системе живописным портретом полковника А. Н. Потемкина, попавшего в плен при Бородине, умершего от раны в Данциге в 1813 г.; фотографией с портрета Ф. Н. Глинки работы В. М. Васнецова (1881 г.), фотографиями с портретов П. А. Вяземского, Д. В. Давыдова, А. П. Ермолова, В. А. Жуковского, Ф. В. Ростопчина, С. Н. Тургенева; литографиями с рисунков участника похода в Россию Фабер-дю-Фора «У Гжатской заставы 5 сентября 1812 года», «Москва 12 октября 1812 года», «Отступление французской армии у дороги близ Соловьево 8 ноября 1812 года» на открытках; силуэтами Ф. П. Толстого «Казаки на привале I, II», «Ночной разъезд»,«L’ombre de Napoleon (Тень Наполеона)» (1821-1830-е гг.). Здесь же размещен цикл статей, написанных неустановленным автором предположительно в 1900-х гг. о знаменитой серии картин В. В. Верещагина.

Художник М. А. Дурнов в 1900-е-1910-е гг. выполнил  рисунок «Наполеон и Гете», поэту Б. А. Садовскому принадлежит зарисовка того же периода «Гусар времен Наполеона I».

В информационную систему включены многочисленные произведения книжной графики, выполненные художниками как до революции, так и в советское время.  В фонде знаменитого издателя И.Д. Сытина хранится акварель Н. А. Богатова с изображением пленных французов (1886). В 1903 г. А. П. Апсит и в 1900-е И. И. Чижов создали эскизы обложек к книге М. Н. Загоскина «Рославлев или русские в 1812 году».

К периоду русско-японской войны относится плакат неустановленного автора, выполнявший явную пропагандистскую задачу «Наполеон в гостях у японцев» (хромолитография 1904 г.). К этому же времени относится цветная литография М. И. Шестеркина «Въезд императора Александра I-го с союзниками в Париж в 1814 году» (1905).

Предположительно в начале 1910-х гг. была создана серия шуточных портретов (карикатур) деятелей Московского Художественного, Малого театров, на известных общественных деятелей «Галерея 1812 года» художником Д. Моором, изданная на открытках в московской литографии Ф. Г. Кейтеля. В нее вошли шаржи на К.С. Станиславского, В. И. Качалова, Л. М. Леонидова, И. М. Москвина, Ф. И. Шаляпина, Н.И. Гучкова, А. А. Бахрушина и др., всего 9 литографий.

Иллюстрации к роману-эпопее Л. Н. Толстого «Война и мир» представлены акварелью К. И. Рудакова (1940-е гг.). В 1941 г. В. Г. Бехтеев работал над темой партизанской войны, делая эскизы и наброски  к роману Л. Н. Толстого.

Самый известный иллюстратор романа Д. А. Шмаринов делился опытом своей  работы над изданием  «Войны и мира» Л. Толстого на заседании в МОССХ 24 февраля 1954 г. Стенограмма этого творческого вечера представлена в информационной системе. Сделать иллюстрации к роману было давней мечтой художника, к исполнению которой он тщательно готовился. Ему необходимо было разобраться в противоречиях взглядов Толстого на роль личности в истории, его фаталистические взгляды на природу исторического процесса. Были и чисто практические профессиональные трудности в создании иллюстраций: многоплановость романа, громадное число героев, сложность в изображении массовых сцен. Художнику удалось верно выбрать темы для иллюстраций, он создал галерею героев романа из 15 портретов, были выполнены рисунки с изображением исторических лиц: Александра I, Наполеона, Кутузова и др. Более половины иллюстраций посвящены военным и народным сценам, так как эпопея о подвиге русского народа в войне.

Художник В. М. Конашевич в начале 1940-х гг. выполнил иллюстрацию к стихотворению М. Ю. Лермонтова «Бородино» для сборника «Избранные стихотворения». В годы Великой Отечественной войны Детгизом предпринимаются издания повести С. Голубова «Багратион» (1943) и стихотворения М. Ю. Лермонтова «Бородино» (1944). К этим  книгам художником Н. В. Кузьминым были созданы серии иллюстраций, на которых изображены ночь перед боем, рассказ ветерана, часовой на посту, моменты сражения, артиллеристы, атака французских кирасир, гренадеры, поле боя после сражения. В 1948-начале 1950-х гг. Я. Д. Егоров выполнил обложку к переизданию книги С. Голубова «Багратион», тогда же он создал акварельный портрет самого популярного полководца-героя эпохи.

В 1942-1946 гг. годы известный художник Н. П. Ульянов работал над картиной «Лористон в ставке Кутузова». В информационной системе размещены графические этюды, раскрывающие длительный поиск автором выразительных средств для раскрытия образа русского полководца.

Скульптурные работы представлены фотографиями памятников М. И. Кутузову и М. Б. Барклаю де Толли у Казанского собора в Петрограде 1870 и 1910-х гг.

Отечественной войне 1812 г. посвящены многочисленные музыкальные произведения. Среди них наиболее значимые перечислены ниже.

«Марш на смерть генерал-майора Кульнева, павшего со славою за отечество в сражении против французов 20-го июля 1812 г.» Сочинение П. Долгорукова для фортепиано (СПб, 1860-е).

Большой популярностью с середины XIX в. пользовался романс М. И. Глинки «Ночной смотр» на слова В. А. Жуковского, о чем свидетельствуют партитуры его переложений для оркестра и разных инструментов.  

Рукописный нотный сборник «1812 год» (35 песен, маршей, танцев и т.д. русских и французских эпохи вторжения Наполеона I в Россию в 1812 году, собранные и гармонизированные В. Н. Гартевельдом, 1910) позволяет воспроизвести музыку эпохи, сопровождавшую как русские, так и французские войска в походах.

К началу XX в. относятся первые попытки создания опер. Сохранились клавир оперы М. М. Багриновского «1812 год» (1910-е), издание П. Юргенсона клавираусцуга для пения оперы Б. К. Яновскиого «В 1812 году» с текстом С. И. Мамонтова (1912).

Клавир юбилейного гимна А. А. Андреева «Памяти 1812 года» для смешанного хора, солиста и оркестра на слова А. Скрина (1913). Прямые параллели чувствуются в фортепианной сюите Л. Ф. Другова «1812-1941»(1940-е гг.)

К 1952 г. относится черновой набросок обработки В. Я. Шебалиным темы «Славься» из оперы М. И. Глинки «Иван Сусанин» для вставки в увертюру П. И. Чайковского «1812 год» вместо темы «Боже, царя храни».

Закономерный всплеск интереса к событиям Отечественной войны 1812 г. произошел в начале XX в. во время подготовки к празднованию ее 100-летнего юбилея. В информационной системе размещены материалы о деятельности Особого комитета по устройству в Москве Музея 1812 года: письма об организации выставки, воззвание и подписной лист на сбор пожертвований; дело об отчуждении земли из владений Московского художественного общества на Волхонке под строительство Музея (1909-1910 гг.) и др. Музей должен был стать местом хранения всех вообще предметов великой Отечественной войны.

Проводились тематические выставки, о чем свидетельствуют пригласительные билеты на выставку в Императорской Академии Художеств рисунков профессора П. О. Ковалевского к столетию Отечественной войны 1812 г. и Бородинской битвы (1 августа 1912 г.), выставку «Русская жизнь в эпоху Отечественной войны» (май 1912 г.), юбилейную Историческую выставку в память 1812 года в Императорском Историческом музее (29 августа 1912 г.). В это время началось награждение памятной юбилейной медалью. В этом разделе информационной системы представлена афиша панорамы «Бородино» и фотографии ее здания на Чистых прудах в Москве.

Вновь повышенное внимание было уделено панораме в предвоенные 1939-1940 гг., когда комиссия в составе И. Э. Грабаря, П. Д. Корина, А. Н. Лужецкой и художника, ученика Франца Рубо П. С. Добрынина решила, что панорама нуждается в реставрации. В это время панорама хранилась в складе театра «Эрмитаж», холст был накатан на вал, на концах он сильно истлел, сохранность живописи была не одинакова. Еще не было решено, где будет установлена панорама, но комиссия подтвердила, что панорама предназначена для экспонирования в Москве или в Бородине. Художественную реставрацию предлагалось производить уже после установки панорамы на место в специально отстроенном для нее помещении. В апреле 1940 г. была создана специальная металлическая конструкция для транспортировки панорамы в Ленинград для проведения реставрации в здании Русского музея, которую планировалось осуществить в начале мая.

Восстановлением памятников русской военной славы на Бородинском поле начали заниматься сразу же после победы над фашистской Германией. К лету 1945 г. относятся протоколы обследования памятников, акты о проведения  ремонтных работ на поле и здания Бородинского музея.

Эпоха Отечественной войны 1812 г. нашла отражение в многочисленных театральных постановках. В информационную систему включены документы о драматических спектаклях: фотографии сцен из масштабного спектакля «Отечественная война 1812 года», поставленного на сцене Народного дома императора Николая II (1912); фотографии 12 сцен из спектакля Малого театра по пьесе А. И. Бахметьева «1812 год», выполненные фотографом-профессионалом, о чем свидетельствует штамп на паспарту «К. А. Фишер Москва», с перечнем действующих лиц и исполнителей в каждой сцене, фотографии А. И. Сумбатова-Южина в роли Кутузова и И. А. Рыжова в роли Наполеона из этого спектакля; фотографии сцен из исторической хроники А. Бахметьева в 11 картинах «Двенадцатый год», представленной в Большом театре 26 августа 1912 г.; фотография артиста театра Корша в Москве Г. Яковлева в роли Наполеона в пьесе «Madam Sans Gene». [1890-1895].

В годы Великой Отечественной войны память о победе в Отечественной войне 1812 г. активно использовалась для поднятия патриотического духа в самые тяжелые первые месяцы войны. Так, в сезон 1941-1942 гг. в Музыкальном театре имени народных артистов Союза ССР К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко состоялся концерт «Герои русского народа», в котором прозвучали отрывок из «Сказания о 1812 годе» А. Майкова и 4 народные и солдатские песни о 1812 годе и о Кутузове, в том числе «Песня народного ополчения 1812 года» и шуточная «Песня о бегстве Наполеона («Палиён»). Программа этого концерта представлена в информационной системе.

Документы о музыкальных спектаклях. Интересно проследить историю постановки оперы С. С. Прокофьева «Война и мир». В систему включены 13 эскизов декораций и мизансцен, выполненных С. М. Эйзенштейном в Алма-Ате в период с ноября 1942 г. по февраль 1943 г. Среди особо выразительных образов, которые использует режиссер, выступивший в данном случае как художник, тонко чувствующий настоящий момент, он изобразил черные знамена, символизирующие захватчиков 1812 года, передав таким образом состояние от этого сложного периода Великой Отечественной войны; выразительно выполнены рисунки, названные автором «Расстрел русских», «Расстрел москвичей», а также «Апофеоз» - символизирующий победу над захватчиками.

В мае 1945 г. С. С. Прокофьев писал: «В дни Великой Отечественной войны нашего народа с германским фашизмом нам стали по-особенному близки и дороги страницы романа Льва Толстого “Война и мир”. Мысль написать оперу на сюжет “Войны и мира” захватила меня… в центре событий оказывается борьба русского народа, его страдания, гнев, мужество и победа над неприятелем, вторгшимся в Россию. Главным героем становится народ: крестьяне-ополченцы, русское войско, казаки, партизаны… Я чувствую особое удовлетворение в том, что моя работа, задуманная и осуществленная в годы Отечественной войны советского народа, прозвучит в радостные дни великого торжества нашей Победы». В концертном исполнении опера впервые прозвучала в Московской филармонии осенью 1945 г., о чем свидетельствует программа  с пометами автора. В июне 1946 г. на сцене Малого Ленинградского оперного театра была осуществлена первая ее постановка. Автором сценической редакции оперы стал режиссер, народный артист СССР, лауреат Государственной премии СССР Б. А. Покровский. Либретто оперы было написано С. Прокофьевым и М. Мендельсон-Прокофьевой.

24 марта 1954 г. композиторы Д. Б. Кабалевский, Д. Д. Шостакович, А. И. Хачатурян написали письмо в редакцию газеты «Правда» о необходимости постановки оперы С. С. Прокофьева «Война и мир» в театрах страны. Спектакль «Война и мир» на музыку С. С. Прокофьева в постановке Музыкального театра имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко 1957 г. представлен программой оперы и фотографиями артистов в ролях. В систему вошли также фотографии сцен из оперы С. С. Прокофьева «Война и мир» в постановке Большого театра (1959). Опера является признанным шедевром оперного искусства ХХ в.

Предпринимались попытки постановки балетных спектаклей. В информационную систему  включено либретто А. Я. Гаямова балетных сцен «Война и мир» по мотивам одноименного романа Л. Н. Толстого на музыку из произведений П. И. Чайковского, музыкальная композиция В. Я. Шебалина (1952).

С появлением кинематографа связано создание художественных фильмов на темы Отечественной войны 1812 г. В информационной системе представлено значительное собрание документов. Одно из самых ранних - объявление в «Кино-газете» № 48 (64) за 25 ноября 1924 г. о демонстрации в кинотеатре «Кино-чары» фильма «Курьер Наполеона», в главной роли Гарри Лидтке.

Сохранился значительный комплекс документов о постановке в 1943 г. известным режиссером, лауреатом Государственной премии 1941 г. за масштабный исторический фильм «Петр I» В. М. Петровым фильма «Кутузов», который также был удостоен Государственной премии в 1946 г. В фильме события Отечественной войны 1812 г. были созвучны патриотическим настроениям советского народа, борющегося в эти годы с фашистскими захватчиками. Режиссер значительное внимание уделил подбору актеров на исполнение ролей в фильме,  для съемок были привлечены артисты ведущих драматических театров: Малого, МХАТ, театра им. Вахтангова. Сохранился альбом актерских проб. На роль Кутузова пробовались три актера ведущих театров: Н. И. Боголюбов, М. С. Державин и А. Д. Дикий, из них был выбран последний. На исполнение роли Багратиона пробовались актеры грузинского происхождения – М. Г. Геловани и С. Закариадзе из Тбилиси. Роль генерала исполнил Серго Закариадзе, четыре фотопробы которого демонстрируют экспрессивность манеры игры исполнителя. Роли партизан Д. Давыдова и Сеславина доверили сыграть известным актерам Б. П. Чиркову и Е. Н. Гурову. По одной фото пробе представлены в альбоме фото актеров-исполнителей ролей маршала Даву, Нея. На роль простого солдата был утвержден М. Пуговкин. В альбоме сохранились фото пробы на роли генералов Беннигсена, Коновницына, Раевского и др. Отсутствуют фото проб актера С. Б. Межинского, исполнившего в фильме роль Наполеона,  эти фотографии и фото сцен из фильма хранятся в личном фонде актера. Они демонстрируют поиски различных ракурсов, наиболее характерных для создания образа великого полководца.

В информационную систему включены 14 работ художников В. Е. Егорова, Н. В. Галустьян к фильму «Кутузов»: эскизы афиши, костюмов солдат-пехотинцев, костюмов императора Александра I, генералов Багратиона, Барклая де Толли, Беннигсена, эскизы кадров «Село Бородино», «У стен Кремля» и др. Музыку к фильму написал Ю. А. Шапорин – представлены нотные автографы музыкальных номеров – хор русских солдат, «Песня Дениса Давыдова», солдатская песня «Братцы, грудью послужите...», гусарская песня «Не родились мы для жизни мирной...», «Марш Наполеона», «Песнь маркитантки» и др. На фотографии рабочего момента съемок режиссер В. М. Петров в группе с артистом А.  Д. Диким (исполнитель главной роли Кутузова) во время съемок фильма.

Достаточно сложную историю имеет экранизация романа Л. Н. Толстого «Война и мир». 16 августа 1956 г. Сценарная студия киностудии «Мосфильм» заключила с режиссером И. А. Пырьевым договор на написание литературного сценария «Война и мир» по одноименному роману Л.Н. Толстого. Эта попытка экранизации не удалась по нескольким причинам, и прежде всего в связи с загруженностью режиссера работой над фильмом «Идиот». Из переписки И. А. Пырьева с директором Студии В. Е. Дулгеровым становится ясно, что работа над литературным сценарием была остановлена в связи с тем, что вопрос о постановке фильма неоднократно откладывался. Вновь к замыслу экранизации вернулись в 1958 г., так как в 1960 г. исполнялось 50 лет со дня  смерти Л. Н. Толстого. Написанная часть литературного сценария (для фильма из 2-х серий) прошла обсуждение в Студии.

В информационную систему включены наиболее интересные документы: переписка директора Сценарной студии  Дулгерова с Пырьевым 1958-1959 гг., протокол обсуждения незаконченного литературного сценария от 8 августа 1958 г. с замечаниями редакторского совета Студии. Было одобрено деление фильма на 3 серии:  «Андрей Болконский», «Наташа Ростова» и «1812 год»; положительную оценку получила  авторская концепция сценария, принцип отбора материала, общее направление и решение – от личных судеб, от отдельных героев – к общему, к показу народа, поднявшегося на защиту отечества против наполеоновской армии. Подчеркивалось, что это роман о поисках правды и своего места в жизни русской интеллигенции. Концовка должна быть на высоком патриотизме. Окончательная причина отказа в постановке фильма связана с дороговизной работ, определенной в 50 миллионов рублей, а главное –  с приобретением для проката в СССР фильма «Война и мир» итало-американского режиссера Кинг Видора, о чем свидетельствует письмо И. А. Пырьева от 27 февраля 1959 г.

Фильм «Война и мир» С. Бондарчука 1965 г. представлен иллюстрированным буклетом большого формата на французском, английском и испанском языках, который был издан на Московской фабрике Гоззнака для представления фильма за рубежом. В буклете – кадры из фильма, фотографии съемочной группы, актеров. В РГАЛИ хранятся также фотографии отдельных актеров-исполнителей ролей Друбецкой и графа Ростова – К. М. Половиковой и Н. А. Сибейкина.

Формирование электронного информационного массива проводилось путем введения в базу данных описаний архивных документов и дополнительной информации о них (географической, о персоналиях, упоминаемых в документах), описаний биографических справок персоналий, что позволяет увеличить число параметров, по которым возможно осуществлять поиск, формируя комбинированные запросы по объекту, тематике, хронологии, персоне. Вводилась также дополнительная информация о наличии копий документов, позволяющая получить представление о возможных формах использования документов: в описаниях отмечалось наличие микрофотокопий, фотокопий и электронных копий документа. Всего было создано более 2500 изображений документов, которые вместе с архивными описаниями представлены как в электронном каталоге на web-сайте РГАЛИ (http://rgali.ru/object/232701886/D_15994663?lc=ru), так и на специализированном сайте проекта «Отечественная война 1812 г. в культуре и идеологии» http://1812-rgali.ru/.

Л.Н.Бодрова

Примечания:

1 Проект РГНФ № 11-01-12058в. Руководитель А. Л. Налепин.

2 РГАЛИ. Ф. 191. Оп. 1. Ед. хр. 931. Л. 65об-66.

3 Там же. Л. 75 об.

Наверх
Опись документов
Опись документов из фондов РГАЛИ
 

Все права на размещенные здесь материалы принадлежат предоставившим их архивохранилищам или ученым.
Если вы хотите опубликовать эти материалы в своей книге или сделать перепост, пожалуйста, согласуйте это с редакцией сайта
или обратитесь непосредственно в предоставившую их организацию.